
Клэптон дал двухдневное шоу с Джеффом Беком на арене O2 в Лондоне 13–14 февраля 2010 года. Двое бывших участников Yardbirds продлили свой тур 2010 года остановками в Madison Square Garden, Air Canada Centre в Торонто и Bell Centre в Монреале. Клэптон дал серию концертов в 11 городах по всем Соединенным Штатам с 25 февраля по 13 марта 2010 года, включая Роджера Долтри в качестве разогревающего артиста. Его третий европейский тур со Стивом Уинвудом начался 18 мая и закончился 13 июня, включая Тома Норриса в качестве разогревающего артиста. Затем он начал короткий тур по Северной Америке, который продлился с 26 июня по 3 июля, начав со своего третьего фестиваля гитар Crossroads 26 июня в Toyota Park в Бриджвью, штат Иллинойс. Клэптон выпустил новый студийный альбом Clapton 27 сентября 2010 года в Великобритании и 28 сентября 2010 года в Соединенных Штатах. 17 ноября 2010 года Клэптон выступил в качестве гостя на рок-гала-концерте Prince's Trust, который состоялся в Королевском Альберт-холле, при поддержке домашней группы, в которую входили Джулс Холланд, Мидж Юр и Марк Кинг.
24 июня 2011 года Клэптон выступил на концерте с Пино Даниэле на стадионе Кава-де-Тиррени, а затем дал серию концертов в Южной Америке с 6 по 16 октября 2011 года. Он провел ноябрь и декабрь 2011 года, гастролируя по Японии со Стивом Уинвудом, дав 13 концертов в разных городах по всей стране. 24 февраля 2012 года Клэптон, Кит Ричардс, Гэри Кларк-младший, Дерек Тракс, Дойл Брэмхолл II, Ким Уилсон и другие артисты выступили вместе на концерте Howlin' For Hubert Tribute, состоявшемся в театре Apollo в Нью-Йорке в честь блюзового гитариста Хьюберта Самлина, который умер в возрасте 80 лет 4 декабря 2011 года. 29 ноября 2012 года Клэптон присоединился к Rolling Stones на лондонской арене O2 во время второго из пяти концертов группы на арене, посвященных их 50-летию. 12 декабря Клэптон выступил с концертом The Concert for Sandy Relief в Мэдисон-сквер-гарден, который транслировался в прямом эфире по телевидению, радио, в кинотеатрах и в Интернете на шести континентах. В январе 2013 года Surfdog Records объявили о подписании контракта с Клэптоном на выпуск его будущего альбома Old Sock 12 марта. 8 апреля 2013 года Эрик и Hard Rock International запустили ограниченную программу мерчандайза Eric Clapton Artist Spotlight в пользу Crossroads Centre Antigua. Клэптон гастролировал по США и Европе с 14 марта по 19 июня 2013 года, чтобы отпраздновать 50-летие как профессионального музыканта. 28 февраля 2013 года Клэптон объявил о своем намерении прекратить гастроли в 2015 году из-за проблем с поездками.
15 октября 2013 года популярный альбом Клэптона Unplugged и концертный DVD были переизданы под названием Unplugged: Expanded & Remastered. Альбом включает в себя оригинальные 14 треков, ремастеринг, а также 6 дополнительных треков, включая 2 версии «My Father's Eyes». DVD включает восстановленную версию концерта, а также более 60 минут ранее не издававшихся кадров с репетиции. 13 и 14 ноября 2013 года Клэптон был хедлайнером последних двух вечеров «Baloise Session», ежегодного музыкального фестиваля в помещении в Базеле, Швейцария. 20 ноября 2013 года Warner Bros выпустила Crossroads Guitar Festival 2013 на CD/DVD/Blu-ray. 30 апреля 2014 года Клэптон объявил о выпуске The Breeze: An Appreciation of JJ Cale в память о Дж. Дж. Кейле, который умер 26 июля 2013 года. Этот трибьют-альбом назван в честь сингла 1972 года «Call Me the Breeze» и включает в себя 16 песен Кейла, исполненных Клэптоном, Марком Нопфлером, Джоном Майером, Вилли Нельсоном, Томом Петти и другими. 21 июня 2014 года Клэптон внезапно ушел со сцены во время концерта в Glasgow Hydro. Хотя он вернулся, чтобы исполнить одну последнюю песню, тысячи фанатов были расстроены отсутствием объяснений со стороны Клэптона или площадки и освистали его после того, как концерт закончился примерно за 40 минут до объявленного окончания. И Клэптон, и площадка извинились на следующий день, обвинив «технические неполадки» в том, что условия звука стали «невыносимыми» для Клэптона на сцене. Неделю спустя он подтвердил свои планы по уходу на пенсию, объяснив свое решение «невыносимостью» гастролей в дополнение к «странным недомоганиям», которые могут заставить его навсегда отложить гитару. В интервью журналу Classic Rock в 2016 году Клэптон рассказал, что в 2013 году у него диагностировали периферическую невропатию — заболевание, при котором повреждаются периферические нервы, что обычно вызывает колющую, жгучую или покалывающую боль в руках и ногах.
Влияния
Клэптон называет Мадди Уотерса, Фредди Кинга, Би Би Кинга, Альберта Кинга, Бадди Гая и Хьюберта Самлина своими гитарными вдохновителями. В своей автобиографии 2007 года Клэптон называет Мадди Уотерса «отцом, которого у меня никогда не было». До своей смерти в 1983 году Уотерс был частью жизни Клэптона. «Когда я познакомился с Мадди, к сожалению, моя алкогольная карьера была в полном разгаре». В 2000 году Клэптон сотрудничал с Би Би Кингом за их альбом Riding with the King. В музыкальном видео на заглавный трек Клэптон показан в роли шофера, а на заднем сиденье сидит один из его кумиров.
Клэптон сказал, что блюзовый музыкант Роберт Джонсон оказал на него наибольшее влияние. В 2004 году Клэптон выпустил Sessions for Robert Johnson, содержащий каверы песен Джонсона с использованием электро- и акустических гитар. В эссе для коробочного набора записей Джонсона 1990 года Клэптон написал:
- Роберт Джонсон для меня самый важный блюзовый музыкант, который когда-либо жил. Он был абсолютно верен своему собственному видению, и как бы глубоко я ни погружался в музыку за последние 30 лет, я никогда не находил ничего более глубоко душевного, чем Роберт Джонсон. Его музыка остается самым мощным криком, который, как я думаю, можно найти в человеческом голосе, на самом деле... она, казалось, отражала то, что я всегда чувствовал.
Клэптон также выделил Бадди Холли как источник вдохновения. «Chirping» Crickets был первым альбомом, который Клэптон когда-либо купил; позже он увидел Холли в Sunday Night в London Palladium. В своей автобиографии Клэптон вспоминает, как впервые увидел Холли и его Fender, говоря: «Я думал, что умер и попал на небеса... это было похоже на то, как я увидел инструмент из космоса, и я сказал себе: «Вот оно, будущее — вот чего я хочу». В документальном фильме 2017 года «Эрик Клэптон: Жизнь в 12 тактах» Клэптон упоминает Бисмиллаха Хана как человека, оказавшего на него влияние, и добавляет: «Я хотел, чтобы моя гитара звучала как его язычковый инструмент». В том же документальном фильме он также упоминает губную гармошку Литтла Уолтера как человека, оказавшего на него влияние: «Звук, который он извлекал, когда играл на губной гармошке через усилитель. Он был плотным, жирным и очень мелодичным».
Наследие
Клэптона называют одним из самых важных и влиятельных гитаристов всех времен. Клэптон — единственный, кто трижды был включен в Зал славы рок-н-ролла: один раз как сольный исполнитель и отдельно как участник Yardbirds и Cream. Он занял второе место в списке журнала Rolling Stone «100 величайших гитаристов всех времен» и четвертое место в списке 50 лучших гитаристов всех времен по версии Gibson.
В 2011 году The Guardian приписала создание культа героя гитары Клэптону, поместив его на седьмое место в своем списке 50 ключевых событий в истории рок-музыки;
Нет ничего более важного для мифологии рока, чем культ соло-гитариста. И никто не сделал больше для создания этого культа, чем Эрик Клэптон. Он уже был участником Yardbirds до того, как в апреле 1965 года присоединился к Bluesbreakers Джона Мейолла, клиринговому центру для гитаристов. За два периода работы с Мейоллом его репутация выросла до такой степени, что известное граффити отразило его популярную оценку среди поклонников рока: «Клэптон — Бог».
Элиас Лейт из Rolling Stone пишет, что Клэптон «повлиял на технику записи, а также на технику игры на гитаре». Во время сессий записи с группой Джона Мейолла Клэптон был разочарован техниками, «которые просто подходили к твоему усилителю с микрофоном и просто вставляли его в двух дюймах от передней части усилителя. Мне казалось, что если вы хотите получить ту атмосферу, которую мы создавали в клубах, вам нужно было звучать так, как будто вы находитесь в зале в 10 футах от него, а не в трех дюймах». Затем Клэптон переместил микрофоны, а Роджер Уотерс из Pink Floyd заявил: «Это изменило все. До Эрика гитарой в Англии играл Хэнк Марвин из Shadows, очень просто, без особой техники. Внезапно мы услышали что-то совершенно иное. Записи звучали не так, как все, что мы слышали раньше». В 2012 году Клэптон был среди британских культурных икон, выбранных художником сэром Питером Блейком для появления в новой версии его художественного произведения — обложке альбома The Beatles Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band — чтобы почтить память британских деятелей культуры, которыми он больше всего восхищается, в честь своего 80-летия. Неразрывно связанный с Королевским Альберт-холлом в Лондоне, местом, где он играл больше, чем где-либо еще за свою более чем 50-летнюю карьеру, Клэптон был включен в Аллею славы Королевского Альберт-холла в 2018 году, что сделало его одним из первых одиннадцати получателей звезды на Аллее, таким образом присоединившись к Мухаммеду Али, Уинстону Черчиллю, суфражисткам и Альберту Эйнштейну, среди прочих, которые считались «ключевыми игроками» в истории здания.
Роберт Кристгау, в особой оценке наследия Клэптона, пишет:
-Неразборчивый в связях сайдмен, чья монашеская аура никогда не уменьшала его экстравагантных аппетитов, Клэптон любит получать деньги, и он накопил дискографию, которая для артиста его калибра является на удивление ничем не примечательной. В своем самозащитном самоуничижении он часто приписывает это собственной лени или потребности в катализаторе, но это также болезнь героя-гитариста: как и многие другие парни, у которых нарушена координация рук и ушей, он — случайный мелодист и банальный автор текстов, а концепции его групп постоянно то удачные, то неудачные.
Гитары
Как и Хэнк Марвин, The Beatles и Джими Хендрикс, Клэптон оказал решающее и широкое влияние на популяризацию определенных моделей электрогитар. В Yardbirds Клэптон играл на Fender Telecaster, Fender Jazzmaster, Gretsch 6120 с двойным вырезом и на вишнево-красной Gibson ES-335 1964 года. Он стал играть исключительно на Gibson в течение периода, начавшегося в середине 1965 года, когда он купил подержанную гитару Gibson Les Paul цвета «санбёрст» в гитарном магазине в Лондоне. Клэптон прокомментировал тонкий профиль грифа, который указывал на то, что это была модель 1960 года.
В начале его пребывания в Cream у Клэптона украли первую гитару Les Paul Standard. Он продолжал играть исключительно на Les Paul с Cream (одна, купленная у Энди Саммерса, была почти идентична украденной гитаре) до 1967 года, когда он приобрел свою самую известную гитару того периода, Gibson SG 1964 года, прозванную «The Fool».[165] Клэптон использовал и Les Paul, и SG, чтобы создать свой самопровозглашенный «женский тон». В интервью 1967 года он объяснил: «Теперь я играю более плавно. Я развиваю то, что я называю своим «женским тоном». Это сладкий звук, что-то вроде соло в «I Feel Free». Писатель Майкл Дрегни описывает его как «густой, но пронзительный, перегруженный, но гладкий, искаженный, но сливочный». Тон достигается комбинацией настроек тембра на гитарах и усилителя Marshall JTM45 Клэптона. Журнал Vintage Guitar определяет «вступительный рифф и соло „Sunshine of Your Love“, как можно утверждать, являются лучшими иллюстрациями полномасштабного женского тона». «Fool» Клэптона получила свое название из-за характерной психоделической раскраски, созданной коллективом визуального искусства, также известным как Fool (незадолго до первого появления Cream в США в 1967 году SG Клэптона, Fender VI Брюса и пластик барабана Бейкера были перекрашены в психоделические цвета).
Клэптон играет на Stratocaster Эрика Клэптона на концерте Hard Rock Calling в Гайд-парке, Лондон, в 2008 году
В 1968 году Клэптон купил Gibson Firebird и снова начал использовать вишневый Gibson ES-335 1964 года. У вышеупомянутой ES-335 1964 года была легендарная карьера. Клэптон использовал ее на последнем концерте Cream в ноябре 1968 года, а также с Blind Faith, играл на ней экономно для слайдовых пьес в 1970-х, использовал ее в "Hard Times" из Journeyman, на живом концерте в Гайд-парке в 1996 году и на сессиях и туре From the Cradle в 1994–1995 годах. Она была продана за 847 500 долларов США на аукционе 2004 года. Gibson выпустил ограниченный тираж в 250 копий "Crossroads 335". 335 была всего лишь второй электрогитарой, купленной Клэптоном.
В июле 1968 года Клэптон подарил Джорджу Харрисону Gibson Les Paul 1957 года с золотым верхом, перекрашенную в красный цвет, прозванную Люси. В следующем сентябре Клэптон играл на гитаре в записи Beatles "While My Guitar Gently Weeps". Люси украли у Харрисона, хотя позже ее выследили и вернули ему – он одолжил ее Клэптону для его концерта-возвращения в 1973 году в Rainbow. Его SG "The Fool" попала в руки друга Джорджа Харрисона Джеки Ломакса, который впоследствии продал ее музыканту Тодду Рандгрену за 500 долларов США в 1972 году. Рандгрен восстановил гитару и прозвал ее "Sunny", в честь "Sunshine of Your Love". Он хранил ее до 2000 года, когда продал ее на аукционе за 150 000 долларов США. На концерте Blind Faith 1969 года в Гайд-парке, Лондон, Клэптон играл на Fender Custom Telecaster, на котором был установлен гриф "Brownie".
Lead II Fender Клэптона, первая памятная вещь, подаренная Hard Rock Cafe в Лондоне в 1979 году
В конце 1969 года Клэптон переключился на Fender Stratocaster. «Когда я взял Stratocaster, на меня влияло много людей. Сначала были Бадди Холли и Бадди Гай. Хэнк Марвин был первым известным человеком в Англии, который играл на нем, но это была не совсем моя музыка. У Стива Уинвуда было так много авторитета, и когда он начал играть на нем, я подумал: «О, если он может это сделать, то и я смогу». Первой — использованной во время записи Эрика Клэптона — была «Brownie», которая в 1973 году стала резервной копией самой известной из всех гитар Клэптона, «Blackie». В ноябре 1970 года Эрик купил шесть Fender Stratocaster в магазине гитар Sho-bud в Нэшвилле, штат Теннесси, во время тура с Dominos. Он подарил по одной гитаре Джорджу Харрисону, Стиву Уинвуду и Питу Таунсенду. Его первая Stratocaster, Brownie, была куплена 7 мая 1967 года и дебютировала в 1970 году на его первом сольном альбоме, на концерте с Derek and the Dominos, а также на альбоме Layla and Other Assorted Love Songs.
Клэптон собрал лучшие компоненты из оставшихся трех, чтобы создать "Blackie", которая была его любимой сценической гитарой до ее выхода на пенсию в 1985 году. Впервые она прозвучала вживую 13 января 1973 года на концерте Rainbow. Клэптон назвал Strat 1956/57 годов "ублюдком". 24 июня 2004 года Клэптон продал "Blackie" на аукционе Christie's в Нью-Йорке за 959 500 долларов США, чтобы собрать средства для своего центра Crossroads для наркоманов и алкоголиков. "Brownie" теперь выставлен в Experience Music Project. С тех пор Fender Custom Shop выпустил ограниченную серию из 275 копий "Blackie", точных во всех деталях, вплоть до кейса "Duck Brothers", и искусственно состаренных с использованием процесса "Relic" от Fender для имитации многих лет интенсивного износа. Одна была подарена Клэптону после выпуска модели и использовалась для трех номеров во время концерта в Королевском Альберт-Холле 17 мая 2006 года. В 1979 году Клэптон подарил свою подписанную гитару Fender Lead II в Hard Rock Cafe в Лондоне, чтобы обозначить свой любимый барный стул. Пит Таунсенд также подарил свою собственную гитару Gibson Les Paul с запиской: «Моя так же хороша, как его! С любовью, Пит».
Именные гитары в честь Клэптона производятся компаниями Fender и C.F. Martin & Company. В 1988 году Fender представил его именную модель Stratocaster Эрика Клэптона. Несколько именных акустических гитар размера 000, изготовленных Martin. Первая из них, представленная в 1995 году, была ограниченной серией 000-42EC Eric Clapton signature model с тиражом 461 экземпляр. Для сингла "Change the World" (1996) и альбома Pilgrim (1998) он использовал Martin 000-28 EC Eric Clapton signature model, которую он впоследствии подарил гитаристу Полу Уоссифу. Его 1939 000-42 Martin, на которой он играл на альбоме Unplugged, был продан за 791 500 долларов США на аукционе.[169] Клэптон использует струны Ernie Ball Slinky и Super Slinky калибра .10 to.46. Его гитарным техником на протяжении более тридцати лет был Ли Диксон.
Дискография
The Yardbirds
1964 — Five Live Yardbirds
1965 — For Your Love
1965 — Having a Rave Up with The Yardbirds
1965 — Sonny Boy Williamson and the Yardbirds
1971 — The Yardbirds Featuring Performances by: Jeff Beck, Eric Clapton, and Jimmy Page
Cream
1966 — Fresh Cream
1967 — Disraeli Gears
1968 — Wheels of Fire
1969 — Goodbye
Blind Faith
1969 — Blind Faith
Derek and the Dominos
1970 — Layla and Other Assorted Love Songs
Сольная карьера
1970 — Eric Clapton
1974 — 461 Ocean Boulevard
1975 — There’s One in Every Crowd
1976 — No Reason to Cry
1977 — Slowhand
1978 — Backless
1981 — Another Ticket
1983 — Money and Cigarettes
1985 — Behind The Sun
1986 — August
1989 — Journeyman
1994 — From the Cradle
1998 — Pilgrim 2000 — Riding with the King (с Би Би Кингом)
2001 — Reptile
2004 — Me and Mr. Johnson (включает бонус-диск Sessions for Robert J)
2005 — Back Home
2006 — The Road to Escondido (с Дж. Дж. Кейлом)
2010 — Clapton
2013 — Old Sock
2014 — The Breeze: An Appreciation of JJ Cale
2016 — I Still Do
2018 — Happy Xmas
2024 — Meanwhile