Ричард Хью Блэкмор – один из самых значимых гитаристов XX века! Он оказал огромное влияние как на своих соотечественников, так и на массы последователей, завоевав титул «Король хард-роковой электрогитары». Но также его называют «Человек в чёрном» – Блэкмор обожает одежду чёрного цвета. А ещё он – один из самых загадочных, разносторонних и скандальных гитаристов в истории! Ричи может открыто сказать всё, что он думает о том или ином творце, даже если речь идёт о его собственном поклоннике.
Блэкмор получил мировую популярность в рядах Deep Purple и Rainbow, прежде чем отошёл от тяжёлой музыки в сторону фолка, окрашенного средневековыми и древнеанглийскими мотивами. Да-да, речь о Blackmore's Night – совместном проекте Ричи и его супруги Кэндис Найт. И даже если часть старых поклонников утратила интерес к гитаристу после столь смелых экспериментов со звучанием, Блэкмор вовсе не расстроен, ведь он привлёк львиную долю новых почитателей своего многогранного таланта!
Блэкмор родился в больнице Аллендейла, в Уэстон-сьюпер-Мэре, графство Сомерсет, он стал вторым сыном Льюиса Джея Блэкмора и Вайолет Блэкмор (урожденная Шорт). Когда Блэкмору было два года, семья переехала в Гестон, графство Мидлсекс. В 11 лет отец купил ему первую гитару, однако настояв на определенных условиях, которые заключались в том, чтобы Ричи научился играть правильно, поэтому в течение года он брал классические уроки игры на гитаре.
В интервью журналу «Sounds magazine» в 1979 году Блэкмор сказал, что играть на гитаре он начал, потому что «это был такой красивый инструмент и к нему было просто приятно прикасаться. Я хотел быть похожим на Томми Стила, который прыгал и играл. Я думал, это и есть жизнь. Это не имело ничего общего с людьми, которые пытались воспитывать меня или указывать мне, каким я должен расти. Моей мечтой было, что однажды они сказали бы: „Да, Ричард был ужасным учеником, но он прекрасно играет на гитаре“. Единственное, что у меня общего с панками, которые меня вовсе не волнуют, это то, что мне не нравилось моё детство, другие люди, и я терпеть не мог школу. Я ненавидел своих учителей».
В школьные годы Ричи страстно обожал спорт! Его особенно привлекали плавание и метание копья, однако сама учёба не доставляла парню ни малейшего удовольствия: Ричи считал, что преподаватели чрезмерно поддерживают формализм и всячески подавляют нестандартное мышление учеников. Уже в 15 лет Блэкмор без сожаления распрощался с ненавистной школой и начал свой путь рок-звезды.
Помимо плавания и метания копья, Ричи фанател от футбола! И уже будучи всемирно известной рок-звездой, он прививал любовь к этому виду спорта своим коллегам по Rainbow. У участников группы не было выбора: известно, что тех, кто не собирался разделять это увлечение с лидером, увольняли. К примеру, эта участь постигла Тони Кэри.
В 1960 годы он начал работать в качестве сессионного музыканта на музыкальных постановках продюсера Джо Мика и выступать в нескольких группах. В период с октября 1962 по апрель 1964 года он был участником группы The Outlaws[4], которые записывались как и в студии, так и давали живые концерты. В это время Ричи познакомился с Дереком Лоуренсом, который впоследствии станет продюсером трёх первых альбомов Deep Purple. Помимо этого, он играл с певицей Глендой Коллинз, с немецким поп-певцом Хайнцем (на его хите «Just Like Eddie»), и с другими. Также он выступал на концертах у Скриминг Лорд Сатча и бит-певца Нила Кристиана. Путешествуя с концертами, Блэкмор оказался в Германии, где основал и собственный коллектив The Three Musketeers, просуществовавший лишь два месяца (с декабря 1965 по январь 1966 года) и давший всего лишь один концерт в Мюнхене.
Deep Purple
В 1968 году Блэкмор присоединился к группе, которую собирал Крис Кертис. Правда, Кертис покинул коллектив еще до того, как группа сформировалась. Название «Deep Purple» придумал именно Ричи. Коллектив был обречен на успех и стал «пионером» хард-рока.
Сначала они пели каверы на уже популярные композиции, но с 1970 года группа записывает успешные альбомы один за другим, снимают клипы, что позволяет им стать одной из ведущих групп того времени.
Блэкмор был под впечатлением в своё время от первого альбома King Crimson, но первый студийный альбом второго состава Purple, In Rock (1970), обозначил переход звучания группы из прогрессивного рока в хард-рок.
Второй состав при участии вокалиста Яна Гиллана держался до середины 1973 года, за этот период было выпущено четыре студийных альбома и два концертных альбома. Этот состав записывал песни в ходе джем-сессий, и композиторами теперь выступали все пять участников. Позже Блэкмор заявил: «Я не переживал за структуру песен. Я просто хотел играть как можно больше шума, как можно быстрее и как можно громче».
В третий состав на вакансию вокалиста был приглашён блюз-рок-певец Дэвид Ковердейл. Этот состав просуществовал до середины 1975 года и выпустил два студийных альбома.
В 1974 году Блэкмор брал уроки виолончели у Хью Макдауэлла из ELO. Блэкмор позже заявлял, что игра на другом музыкальном инструменте оживляет, потому что это приключение полное неожиданностей, неизвестно какой аккорд он воспроизведет или в каком ключе сыграет.
В 1974 году Ричи стал участником скандальной ситуации, которая произошла на рок-фестивале в Калифорнии. На тот момент «Deep Purple» была настолько популярной, что на любом концерте они были хедлайнерами и выступали последними. И в этот раз их выступление было запланировано на «послезакатное» время. У группы было приготовлено лазерное шоу и фейерверк.
Однако по какой-то причине число выступающих было сокращено, и коллективу нужно было выходить раньше. Ричи категорически отказался и просто закрылся в гримерке. Чтобы вытащить его на сцену, организаторы фестиваля вызвали полицейских и применили силу.Именно тогда расстроенный Блэкмор разбил вдребезги не только свою гитару, но и камеру оператора. В итоге шоу все же удалось. Но из-за разногласий в дальнейшей направленности группы Ричи Блэкмор в 1975 году ушел из «Deep Purple». Через год коллектив распался.
Rainbow
Блэкмор изначально планировал записать сольный альбом, но вместо этого в 1975 году основал свою собственную группу «Ritchie Blackmore’s Rainbow», название потом сократилось до «Rainbow». В первый состав группы входили вокалист Ронни Джеймс Дио и музыканты из его блюз-рок группы Elf, однако этот состав никогда не выступал вживую. Дебютный одноименный альбом Ritchie Blackmore’s Rainbow был выпущен в 1975 году, Rainbow первоначально предполагали разовое сотрудничество, но успех их дебюта перерос в серию релизов и длительных гастролей. Музыка Rainbow была частично вдохновлена элементами средневековой и барочной музыки, в связи с тем, что Блэкмор начал играть на виолончели. В течение этого периода Блэкмор написал много вокальных партий Дио, в частности, на их дебютном альбоме. Вскоре после записи первого альбома Блэкмор уволил прежних музыкантов из Elf и пригласил новых на запись второго альбома Rising (1976), и следующий концертный альбом On Stage (1977). Rising изначально был объявлен под названием «Blackmore’s Rainbow» в США. После выхода нового альбома и тура в 1978 году Дио покинул Rainbow из-за «творческих разногласий» с Блэкмором, которому не нравился лирический стиль песен Дио, ориентированный на тематику фэнтези.
В 1979 году группа выпустила новый альбом под названием Down To Earth, на котором в качестве вокалиста фигурировал Грэм Боннет. Во время сочинений материала, Боннет написал свои вокальные партии, хотя его авторство в итоге не было указано. Альбом получился коммерчески звучащим, что значительно продвинуло успех Rainbow, а сингл «Since You Been Gone» (кавер на Росса Балларда) стал хитом..
На следующем альбоме Rainbow, Difficult to Cure (1981) у микрофонной стойки оказался вокалист Джо Линн Тернер. Заглавный инструментальный трек с этого альбома обработка «Девятой симфонии» Бетховена с импровизацией. Блэкмор как-то сказал: «я нахожу блюз слишком ограниченным, а академическую музыку слишком дисциплинированной. Я всегда застревал в музыкальном нейтралитете». Альбом продолжил коммерциализацию звука группы с подачи Блэкмора, который в то время увлекался AOR группой Foreigner. Музыка сознательно писалась с расчётом попасть на радио, что привело к отчуждению многих фанатов раннего периода Rainbow.
Альбом Straight Between the Eyes (1982) включал в себя хит «Stone Cold», затем последовал альбом Bent Out of Shape (1983), с хитом «Street of Dreams». В 1983 году, Rainbow были номинированы на премию Грэмми за инструментальную балладу Блэкмора «Anybody There». Однако в 1984 году Rainbow расформировались, на тот момент последним альбомом Rainbow был Finyl Vinyl, состоящий из концертных записей и B-сайдов различных синглов.
В 1984 году Блэкмор присоединился к реюниону второго состава Deep Purple и записал новый материал. Воссоединенный состав просуществовал до 1989 года, выпустив два студийных альбома и один концертный альбом. Тем не менее, второй студийный альбом реюниона The House of Blue Light (1987) звучанием был схож с музыкой Rainbow. Во время 1987—1988 тура Блэкмор неоднократно неохотно исполнял «Smoke On The Water», а вокал Яна Гиллана оказался слабее, чем ожидала аудитория.
Блэкмор решил восстановить Rainbow с новыми участниками в 1994 году, пригласив вокалиста Дуги Уайта. Записав один альбом под названием Stranger In Us All в 1995 году, который первоначально предполагался как сольный альбом, но из-за давления звукозаписывающей компании запись вышла под вывеской Ritchie Blackmore’s Rainbow. Хотя Дуги Уайт отличался от предыдущих вокалистов Rainbow, звучание альбома напоминало старую версию Rainbow с Дио. Это был восьмой студийный альбом Rainbow, после перерыва в 12 лет с момента выпуска Bent Out Shape, он является последним альбомом Блэкмора, записанном в стиле хард-рок. Последовало мировое турне, включая и Южную Америку. Затем Блэкмор вновь расформировал Rainbow после его заключительного концерта в 1997 году. Блэкмор позже сказал: «Я не хочу находиться постоянно в турах».
На протяжении всех лет в Rainbow постоянно менялся состав для записи каждого последующего альбома, Блэкмор был единственным постоянным участником группы. Успех Rainbow умеренный, продажи по всему миру оцениваются в более чем 28 миллионов альбомов копий, в том числе 4 млн продаж альбома в США.
Blackmore's Night
Кэндис Найт была поклонницей Rainbow и впервые встретила Ричи Блэкмора, чтобы попросить у него автограф, в 1989 году, когда она работала на местной радиостанции Нью-Йорка. Они начали жить вместе в 1991 году и обнаружили, что оба страстно интересуются музыкой эпохи Возрождения.
Во время записи реформированной Rainbow альбома Stranger in Us All в 1995 году, для которого Найт внесла некоторые тексты и бэк-вокал, дуэт уже готовился к своему дебютному альбому. В 1997 году проект начался как игра слов с их собственными именами, в которую входили они сами и сессионные музыканты.
Их дебютный альбом Shadow of the Moon имел музыкальный успех, и в нем участвовал Ян Андерсон из Jethro Tull, играющий на флейте, в песне "Play Minstrel Play". В последующих альбомах, особенно Fires at Midnight, в музыку стали чаще включаться рок-гитары, сохраняя при этом направление фолк-рока. Со временем Найт все чаще участвовал не только в вокале, но и в инструментах, и хорошо владеет самыми разными инструментами эпохи Возрождения.
Группа выступает на ярмарках эпохи Возрождения и фестивалях эпохи Возрождения, а также в отдельных концертных турах по соответствующим местам, включая «туры по замкам» по Европе, где они выступают в исторической обстановке для публики, одетой в основном в старинные костюмы. Дуэт добился достаточного успеха, чтобы вдохновить ряд международных трибьют-групп, в том числе: Renaissance Night, the Italian Morning Star, The Midnight и Elflore.
Состав неоднократно менялся, в общей сложности составив 26 человек. Блэкмор иногда играл на ударных в студии звукозаписи. Blackmore’s Night не проводят большие туры и типичные рок-концерты на площадках, ограничиваясь концертами в небольших уютных местах. В 2011 году Найт заявила: «Мы отклонили много больших туровых предложений». Блэкмор продолжает выступать главным автором всех композиций.
Личная жизнь
В мае 1964 года Блэкмор женился на немке Маргрит Волькмар (р. 1945). Они жили в Гамбурге в конце 1960-х годов. Их сын Юрген (р. 1964) стал гитаристом и создал трибьют-группу Over The Rainbow. После их развода Блэкмор женился на Барбель Харди — бывшей немецкой танцовщице, в сентябре 1969 года, до их развода в начале 1970-х. В результате этих браков он свободно владеет немецким языком.
Блэкмор и на тот момент фотомодель Кэндис Найт стали жить вместе в 1991 году, а в 1993 году они переехали в её родной Лонг-Айленд. Спустя почти пятнадцать лет, в 2008 году, они поженились. Найт заявила: «Он делает меня моложе, а я стремительно делаю его старше».
27 мая 2010 года у них родилась дочь Отэм Эсмеральда, а 7 февраля 2012 года родился сын Рори Д’Артаньян. Также у них живут две кошки.
Блэкмор любит крепко выпить, играет в футбол один раз в неделю и любит смотреть телевизор, в частности немецкие каналы по спутниковой антенне («тарелке»), когда он находится дома. У него есть много друзей из Германии и сборник, состоящий примерно из 2000 компакт-дисков музыки эпохи Возрождения, барокко и других музыкальных эпох.
Дискография
Deep Purple
Shades of Deep Purple (1968)
The Book of Taliesyn (1968)
Deep Purple (April) (1969)
Concerto for Group and Orchestra (1969)
In Rock (1970)
Fireball (1971)
Machine Head (1972)
Who Do We Think We Are! (1973)
Burn (1974)
Stormbringer (1974)
Perfect Strangers (1984)
The House of Blue Light (1987)
Slaves and Masters (1990)
The Battle Rages on... (1993)
Rainbow
Ritchie Blackmore’s Rainbow (1975)
Rising (1976)
Long Live Rock'n'Roll (1978)
Down to Earth (1979)
Difficult to Cure (1981)
Straight Between the Eyes (1982)
Bent out of Shape (1983)
Stranger in Us All (1995)
Blackmore's Night
Shadow of the Moon (1997)
Under a Violet Moon (1999)
Fires at Midnight (2001)
Ghost of a Rose (2003)
The Village Lanterne (2006)
Winter Carols (2006)
Secret Voyage (2008)
Autumn Sky (2010)
Dancer and the Moon (2013)
All Our Yesterdays (2015)
Nature's Light (2021)
по материалам интернета